Функционирование двигателя любого автомобиля неразрывно связано с правильным функционированием системы охлаждения. Большинство неисправностей системы вызвано утечкой антифриза и последующим перегревом двигателя. Преждевременно обнаруженная неисправность приведет к быстрому износу и повреждению двигателя, а также к дорогостоящему ремонту.
Одна из самых частых проблем с системой охлаждения двигателя - утечка жидкости. Из-за низкого уровня антифриза неисправности могут возникать как с самим двигателем, так и с частями системы охлаждения. Поэтому уровень жидкости в расширительном бачке необходимо регулярно контролировать, чтобы убедиться, что он не опускается ниже MIN. Определить, что выходит антифриз, можно по следующим признакам:
уровень охлаждающей жидкости повышается с минимального до максимального - это нормальноМалейшее повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке считается нормальным явлением. Однако если антифриз нужно добавлять периодически, возникшую проблему необходимо решать.
Самая частая причина потери охлаждающей жидкости из системы - повреждение основного радиатора системы охлаждения. Диагностировать неисправность можно по пятнам на корпусе агрегата или по луже под автомобилем после парковки. Повреждение теплообменника может быть вызвано следующими факторами:
Конструкция радиатора состоит из множества сот, по которым циркулирует теплоноситель. Даже малейшее повреждение любого из них приведет к убыткам. Для диагностики неисправности потребуется разобрать теплообменник с автомобиля, оценить характер повреждений и попытаться восстановить герметичность сваркой или аргонной сваркой. Если не принять меры по устранению течи, двигатель перегреется, что рано или поздно приведет к серьезным последствиям и дорогостоящему ремонту.
можно попробовать восстановить радиатор охлаждения сваркой или сваркойИногда бывает течь во внутреннем радиаторе отопителя. Проблема проявляется в виде лужи охлаждающей жидкости под ковром переднего пассажира, а также в виде запотевания лобового стекла. В этом случае радиатор необходимо будет снять с автомобиля, чтобы выявить поврежденный участок и провести аналогичные измерения с основным радиатором.
Радиатор печки по аналогии с основным радиатором можно повредить из-за коррозииВ зависимости от марки и модели вашего автомобиля может потребоваться разобрать приборную панель, чтобы снять теплообменник печки.
Если протечка вызвана протечкой в клапане, на нем будут видны капли антифриза. Устройство, как правило, не подлежит ремонту и заменяется новой деталью. Иногда тосол начинает течь из-за старения прокладок между краном и радиатором. В этом случае их просто заменяют на новые.
Кран обогрева также иногда протекает и требует заменыВ качестве соединительных элементов в системе охлаждения двигателя используется большое количество резиновых шлангов. Из-за постоянного воздействия агрессивной среды, перепада температур и вибраций резина со временем портится, появляются трещины. Образование повреждений трубопроводов непременно приводит к утечкам антифриза по мере прогрева двигателя и повышения давления в системе. Изношенные шланги нужно только заменить. Любые уловки и попытки залатать и восстановить их целостность приведут к утечкам и потере антифриза. Если неисправность удастся устранить, то только на короткое время.
Из-за старения резины трубы начинают протекатьУплотнение может нарушиться не только из-за повреждения или износа резиновых шлангов, но и из-за металлических шлангов, которые также присутствуют в системе охлаждения. Эти элементы со временем разъедают и взрываются. Поэтому при обнаружении течи трубы необходимо заменить.
Иногда причиной протечки охлаждающей жидкости является износ сальников водяного насоса - прокладок и сальников. Прокладка чаще всего выходит из строя из-за длительного срока службы или повреждения, например, если насос был затянут слишком сильно. Подтверждением течи помпы является мокрый мотор в месте установки помпы, а также наличие капель охлаждающей жидкости внизу корпуса механизма. Если неисправность вызвана износом прокладки, просто замените ее или используйте герметик для прокладок. При выходе из строя сальника потребуется ремонт, если конструкция насоса позволяет. В противном случае узел необходимо заменить.
Насос со временем начинает протекать, что связано с повреждением сальника или прокладкиИз-за длительного использования корпус термостата со временем начинает протекать. Этот блок отвечает за регулирование потока теплоносителя путем открытия и закрытия клапана, расположенного внутри. В случае поломки прибор нужно только заменить.
Корпус расширительного бачка обычно изготавливается из пластика. Со временем он может взорваться и потереться о элементы корпуса, в зависимости от места установки. Такую неисправность нельзя не заметить, так как емкость или ее нижняя часть будет влажной. Если бак поврежден, его можно попробовать приварить, но лучше заменить на новый, так как сварка только временно устранит течь. Помимо бачка может выйти из строя крышка, поскольку внутри нее монтируется клапан, предназначенный для поддержания определенного давления в системе. Если возникнут проблемы с клапаном, тосол вылезет после прогрева двигателя. В этом случае покрытие необходимо диагностировать или заменить.
Иногда на расширительном бачке появляются трещины, которые являются причиной протечек антифризаПоскольку хладагент может вытекать из разных мест в системе, нужно знать, где и как искать проблемную зону.
Путем визуального осмотра можно определить места утечек хладагента. Чем больше утечек, тем легче найти утечку. Начать процедуру следует с труб, так как на многих машинах они имеют свободный доступ. При осмотре необходимо внимательно проверять каждую трубу системы охлаждения, особенно если элементы менялись длительное время.
Подключения проверены визуальным осмотромВ труднодоступных местах для проверки можно использовать зеркало. Заменить поврежденные шланги. Если на них не обнаружено пятен, их все же следует осмотреть в профилактических целях. Кроме того, зажимы подвергаются визуальному осмотру. Иногда бывает, что утечка охлаждающей жидкости вызвана незакрепленным держателем. В этом случае более сильная затяжка хомутов позволяет устранить рассматриваемую проблему.
Даже малейшую утечку можно обнаружить с помощью листа картона или бумаги. Для этого подложите под моторный отсек лист бумаги. После длительного пребывания на материале будут хорошо видны капли или лужа антифриза. Исходя из выявленного местоположения, вы можете начать поиск неисправного сайта, что будет намного проще.
Утечки часто можно найти в луже под автомобилем, или используйте картон, если утечка незначительнаяДиагностика расширительного бака может проводиться разными способами:
При приложении давления к системе можно определить места утечекС помощью третьего метода можно диагностировать герметичность всей системы охлаждения.
Управлять крышкой клапана можно довольно просто. Для этого при холодном двигателе открутите колпачок и встряхните его возле уха. Если вы слышите щелчок внутреннего шарика в клапане, устройство работает нормально. Если такого звука нет, можно попробовать промыть крышку. Если это не помогает, лучше заменить его.
Достаточно оригинальный способ диагностики системы охлаждения - использование в охлаждающей жидкости специальной присадки. Сегодня такие средства представлены в большом ассортименте. Как правило, их добавляют в антифриз, а проверку проводят на работающем двигателе с помощью ультрафиолетовой лампы.
Один из наиболее эффективных способов обнаружения утечек хладагента - диагностика с помощью ультрафиолетовой лампыС его помощью выявляют место утечки, поочередно проверяя элементы и механизмы системы. Этот метод проверки является одним из самых эффективных, так как позволяет выявить скрытые точки утечки, а также при выходе теплоносителя в минимальных количествах. Найти такие места при визуальном осмотре довольно сложно.
В том случае, если охлаждающая жидкость выходит без видимой причины, неисправность, скорее всего, скрыта, так как антифриз попадает в двигатель.
Наиболее вероятная причина протечки - прогоревшая прокладка головки блока или нарушение сцепления головки с блоком из-за перегрева двигателя.
При повреждении прокладки антифриз попадает в масло или камеру сгоранияПрокладка предназначена для уплотнения и отделения головки двигателя от блока.
Попадание антифриза в цилиндры может сопровождаться белым дымом из выхлопной трубы, который является результатом сгорания охлаждающей жидкости. Если прокладка установлена неправильно или пригорела, в расширительном бачке иногда могут наблюдаться пузырьки воздуха. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью невозможно, так как велика вероятность поломки головы с последующим дорогостоящим ремонтом. Неисправность устраняется заменой уплотнителя самостоятельно или в автосервисе.
Белый выхлоп указывает на попадание антифриза в камеру сгорания двигателяЕсли причина кроется в повреждении головки, агрегат необходимо проверить и отполировать на специальном станке. Некоторые автолюбители занимаются шлифовкой самостоятельно, но поскольку ГБЦ - ответственный механизм, эту процедуру лучше проводить на специализированном оборудовании в сервисном состоянии.
Замена прокладки может показаться сложной задачей, но любой может сделать это, если захочет. Мероприятие включает следующие этапы:
Независимо от причины разборки головки блока всегда устанавливается новая прокладка.
Помимо прогорания прокладки, утечки могут быть вызваны трещинами в головке блока цилиндров или в самом блоке, при этом охлаждающая жидкость не должна выходить. Если при таком повреждении затронуты масляные каналы и каналы охлаждения, антифриз может попасть в цилиндры двигателя с последующим смешиванием смазки с антифризом. В этом случае уровень жидкости снижается, и масло теряет свои свойства. При такой неисправности происходит сильный износ деталей силового агрегата, заклинивания и поломки.
При поломке ГБЦ или блока цилиндров антифриз может вытечь в большом количествеПоскольку при попадании охлаждающей жидкости в масло образуется эмульсия, необходимо проверить уровень смазки и визуально оценить ее качество. Если на масляном щупе было обнаружено, что уровень смазки значительно увеличился и есть вещество в виде коричневато-белой пены, это будет указывать на то, что антифриз проникает в систему смазки. Во время диагностики также можно открутить свечи. Если обнаружены белые пятна, это также будет подтверждением попадания хладагента в масло. В этом случае потребуется разборка двигателя и детальная диагностика головки и блока на предмет трещин. Как правило, эта процедура выполняется в сервисе.
С системой охлаждения двигателя могут возникать различные неисправности, в результате чего снижается уровень антифриза, что приводит к перегреву силового агрегата. Причин утечки может быть много, но практически все из них можно выявить самостоятельно, без использования специализированного оборудования.