Добрый день дорогие друзья. Сегодня разберем, как проверить вариатор при покупке подержанной машины. Рассмотрим все этапы диагностики. Расскажу, как самостоятельно диагностировать бесступенчатую трансмиссию и можно ли это сделать, не прибегая к платным услугам автопикапа.
Проверим вариатор на примере Nissan Qashqai. Установлена коробка Jf011e.
По первому пункту необходимо провести визуальный осмотр статичного автомобиля и проверить его на слух во время движения. Салфетка пригодится для вытирания рук и проверки качества масла в вариаторе. ELM необходим для сканирования параметров трансмиссии вариатора во время тест-драйва.
Прежде чем подробно описывать все этапы проверки вариатора перед покупкой автомобиля, приведу несколько полезных ссылок:
https://disk.yandex.ua/d/ETAQFNEwd7jAQQ - ссылка на мобильное приложение CVTz50 для Android. На игровом рынке за него просят денег, а здесь бесплатно скачивают.
ELM 327 будет несовместим с вариаторами автомобилей до 2002 года. Приложение не сможет нормально подключаться к панели управления. В этом случае вам необходимо воспользоваться официальной консультацией Nissan.
https://disk.yandex.ua/d/QkrmaMTOmkheiw - ссылка на мануал Qashqai на обратной стороне J10 (на английском). Проверить вариатор перед покупкой подержанной машины другой марки? - скачайте свои инструкции. Их легко найти в Интернете в открытом доступе. Это полезно для знания допустимых значений конкретной трансмиссии CVT.
Если какие-то ссылки не работают, дайте мне знать в комментариях.
Определились с необходимым программным обеспечением и инструментами, приступаем к испытаниям бесступенчатой трансмиссии Nissan Qashqai.
Совет: купите подержанный Nissan Ixtrail или чего ожидать от подержанного автомобиля будущему владельцу
Берем глазки и открываем капюшон. Здесь нас интересуют две вещи:
Если двигатель расположен поперечно, коробка передач находится слева, если стоять спиной к машине. Рассмотрим трансмиссию сверху, особенно место ее соединения с двигателем.
Обратите внимание на цвет герметика и способ его установки. Фабрика использует герметик розового цвета и укладывается аккуратно, его излишки не свисают со всех сторон. Если привод был снят с двигателя, герметик в большинстве случаев серый. Заводским герметиком никто не побеспокоит, это дорого.
Стык между коробкой и ДВС должен быть сухим. Любые утечки масла указывают на потенциальные проблемы. При визуальном осмотре привода сверху он должен быть абсолютно сухим. Если есть лифт, давайте осмотрим это место снизу. Там тоже должно быть сухо.
Рассмотрим состояние радиаторов охлаждения трансмиссионного масла. В некоторых моделях производители автомобилей довольствуются теплообменником, но в нашем случае они довольны. Первый радиатор расположен за нижней левой фарой, не путать с радиаторами двигателя.
На нем не должно быть масляных туманов и протечек. То же самое и с фитингами, и с охлаждающей трубкой коробки передач. Сверху на это место сложно смотреть, лучше смотреть снизу на лифт или смотровую яму.
Заботливые хозяева устанавливают дополнительный радиатор охлаждения. Он расположен перед радиаторами охлаждения двигателя. Осматриваем его на предмет протечек масла.
Если на машине установлен дополнительный радиатор, это признак заботливого отношения хозяина.
Перед тем как закрыть капот, проверяем уровень и состояние жидкости в трансмиссии CVT. Берем чистую белую салфетку или тряпку. Достаем зонд из коробки (не путать с зондом мотора), чистим и снова вставляем.
Важный. Не все трансмиссии оснащены масляным щупом. Проверяя вариатор опертой машины, мы учитываем этот момент.
На щупе должны быть отметки минимального и максимального уровня. В некоторых моделях коробки есть дополнительные отметки горячего и холодного состояния коробки передач. Проверяем уровень, если он в допустимых пределах, наблюдаем за цветом масла.
Вставляем щуп в коробку, вынимаем и протираем салфеткой. Если цвет трансмиссионной жидкости вариатора бледно-желтый, без сколов, то все в порядке. Не стесняйтесь нюхать. Если масло пахнет дымом и имеет черный цвет, можно перестать проверять коробку вариатора: ему не так много времени «жить».
Обратитесь к вашему дилеру за сервисным буклетом. Проверить, как часто меняют масло в коробке. Вариатор позволяет заменять трансмиссионную жидкость в диапазоне от 30-60 тысяч километров. Если в рабочих заданиях есть более длительный интервал, это плохо для передачи.
Как ни странно, его наличие способно существенно сократить срок эксплуатации бесступенчатой трансмиссии. Особенность клиноременного вариаторного устройства предусматривает передачу крутящего момента через ремень. Если автомобиль буксировал большие грузы - груженые прицепы, внедорожники и т.д., могло произойти проскальзывание ремня. Это уже приведет к заеданию конуса и дорогостоящему ремонту.
Важный. Продавец, зная о проблеме с фаркопом, может снять его перед продажей. Поэтому перед покупкой подержанного автомобиля с вариатором поищите под задней частью автомобиля какие-либо крючки.
Перед тем, как осмотреть машину, попросите ее подвезти. Делать это рекомендуется не как тест-драйв, а как простую поездку.
Представьте, что вы «валенок», и попросите продавца забрать вас, например, на станции или где-нибудь еще. Подъехать на его машине к месту досмотра. Это покажет стиль вождения владельца. Если ему нравится «пожарить» на машине, то к нюансам управления вариатором вы уже будете готовы.
Во время тест-драйва, если вы попросите его для этого покататься, он будет осторожен, его стиль вождения может кардинально отличаться от повседневного.
Второй этап - заводим двигатель и проверяем вариатор на статичной машине (стоящей на одном месте). Это нужно делать на холодном и горячем двигателе. Осматривая под капотом, положите руку на топливный блок или выпускной коллектор, чтобы убедиться, что машина остыла.
Запускаем двигатель и меняем режимы коробки. Автомобиль не должен сильно врезаться во всех положениях селектора. Вы почувствуете легкое вздохи, такое бывает при любой передаче, но при этом вас не должно бросать со стула. В любом положении переключение передач должно включаться плавно. Делать эту процедуру нужно в холодном и горячем виде, больших отличий быть не должно.
Находимся в каждой позиции на несколько секунд. Обороты двигателя не должны падать слишком сильно. Они поменяются с «N» - нейтраль, но не сильно, в районе 100 об / мин.
Внимательно смотрим на панель приборов. Он должен отображать правильное положение селектора передач. Были случаи, когда активировалась буква «D» и на щетке отображалась буква «R» - это признак неисправности вариатора.
Это наиболее ответственный шаг в тесте вариатора. Для этого подключитесь к диагностическому разъему ELM 327. Обычно он находится с левой стороны под рулевой колонкой. Запускаем приложение на телефоне и подключаемся к ЭБУ коробки. Подробную инструкцию по использованию приложения CVTz50 для тестирования накопителя я опишу в другой статье.
Нас будут интересовать несколько параметров:
Температура масла. Нормальное значение - 80-90 градусов. Если при проверке вариатора после тест-драйва зимой он превышает 90 - это плохой знак.
Если этот показатель летом 93-94 градуса, это нормально, так как температура на улице будет не ниже 30 градусов. Масло не успевает достаточно остыть в летнюю жару.
Старение масла. Этот счетчик показывает, как долго менялась жидкость в трансмиссии CVT. По нему видно, изменяет вам покупатель или нет. Например, если он говорит, что менял масло 3 тысячи назад, а счетчик показывает 2000-5000 «попугаев» - он врет. Например, на тестовой машине масло меняли 7 тысяч назад, счетчик показывает 325 баллов. Чем выше значение, тем старше жидкость в коробке передач.
Важный. При замене трансмиссионной жидкости в приводе значение счетчика сбрасывается в ручном режиме. Иногда об этом забывают, так что это косвенный признак периодичности замены масла.
Блок ГТ. Эта линия показывает, в какой момент гидротрансформатор коробки передач заблокирован или разблокирован. На скоростях от 25 до 30 км / ч и выше в этой колонке должен гореть индикатор «LOCK». Если не снизить скорость и она пропадает, значит гидротрансформатор по какой-то причине разблокирован и этого быть не должно.
Моторный шаг. Это значение должно быть нейтральным или на стоянке в пределах 15/15. Кстати, даже в движении цифры до и после «/» не должны отличаться, но должны меняться. Если они «застревают» в одном положении, в движении не меняют, это означает неисправность в шаговом двигателе вариатора. Его ремонт стоит дорого.
Курс обмена. Он показывает, насколько плавно и правильно конусы скользят и расходятся для изменения передаточного числа в трансмиссии. Эти значения не должны изменяться резко и должны отличаться друг от друга в небольшом диапазоне.
Давление масла в контурах. В старых ящиках давление в первичном контуре отображаться не будет, датчика нет. Устанавливается в новых КПП. Эти значения необходимо брать из мануала к выбранному автомобилю, ссылку на Nissan Qashqai я привел в начале статьи. Если они существенно отличаются от заводских значений, коробку вскоре потребуется отремонтировать.
Если при нажатии на педаль акселератора обороты двигателя увеличиваются, но скорость остается прежней или изменяется незначительно, это звоночек о «умирающем» состоянии трансмиссии. При плавном ускорении обороты двигателя должны оставаться примерно в том же положении, а скорость должна постепенно увеличиваться. Если происходит резкое падение или превышение оборотов двигателя, то коробка «хан».
Важный. При плавном нулевом торможении и положении селектора «D» вы почувствуете легкий толчок. Это неизбежно, поскольку в этот момент гидротрансформатор разблокирован. Тяга должна быть небольшой, едва заметной.
Если при проверке вариатора движущегося автомобиля вы чувствуете толчки при разгоне или сильный толчок при падении скорости до нуля, это признак аварийного переключения передач. Это относится к вариатору Nissan на Honda, где вместо гидротрансформатора используется блок сцепления.
Незабываемое прослушивание. Во время движения не должно быть скрипа или скрежета из-под капота сбоку коробки передач. У Qashqai звукоизоляция на низком уровне, поэтому моторный отсек будет хорошо слышен.
Если в вашем автомобиле есть эта функция, включите ее и наблюдайте за оборотами двигателя и скоростью. Они не должны сокращаться и оставаться статичными.
Измените задание скорости. Тахометр и спидометр должны постепенно меняться, немного увеличиваться или уменьшаться. Опять же, рывки и удары ногами не допускаются.
Я дал вам руководство, как правильно проверить вариатор при покупке подержанного автомобиля. Это больше связано с бесступенчатой трансмиссией Nissan, но может использоваться и для других марок. Есть небольшие отличия, но принципы не меняются.
Шаги во время проверки контрольной точки:
Если вы знаете другие способы проверки трансмиссии CVT или допустили неточности, запишите их в комментариях.